Снаряжение
для дайвинга

Дайвинг и снаряжение для дайвига





absmiddle
absmiddle
Контакты






Прайс-лист







Где купить







Гарантия







Обучение







Тест снаряжения







Инструкции







Вопрос-ответ







О компании












Спецпрограмма для профессионалов в дайвинге
Скидка 40% от рекомендуемой розницы на снаряжение, преобретаемое профессионалом в личное пользование.



Гидрокостюмы для дайвинга Pinnacle
"Пиннакл" берет лучшие разработки, технологии и материалы и создает качественными мокрые и сухие гидрокостюмы.





Dive Rite Pinnacle Sherwood Akona Stahlsac Atomic ForceFin Submerge ТестоГаз Rob Allen Pegasus




Статьи о дайвинге









Выбор снаряжения для дайвингаНавыки в дайвингеДекомпрессияГлубокий воздухТехнический дайвинг





Начинающий дайвер… в техническом снаряжении?
Юрий Ракитин


У вас есть вопросы? - Хорошо. У нас есть на них ответы.

С появлением на мировом рынке снаряжения для технического дайвинга многие продавцы снаряжения и инструкторы забили тревогу: "Техническим снаряжением слишком сложно пользоваться, нельзя допускать, чтобы его приобретали неопытные дайверы. Это снаряжение только для очень опытных профессионалов, способных с ним справиться."

Наивные люди. Живут в придуманном ими мире и другим предлагают им ограничиться. Придется выступить в роли змея-искусителя и предложить в качестве альтернативы вкусный, но пока еще недоступный большинству кусочек яблока знания.

Подобные размышления о сложности технического снаряжения для начинающих, особенно когда такое говорят про компенсаторы плавучести наводят на мысль, что либо эти люди в действительности никогда не пробовали пользоваться снаряжением, созданным на принципах технического дайвинга, либо сознательно пытаются раскрутить этот пугающий миф, оберегая свои коммерческие интересы.

Возможен третий вариант - попробовав созданные в дань моде без понимания принципов работы как-бы-технические изделия, и ощутив на себе их конструктивные недоработки дайвер принял возникшие проблемы за чистую монету и сделал преждевременный вывод об использовании настоящих. Чтож, это на совести изобретателей и рекламы.

Так как же на самом деле? Ведь для более сложных, глубоких и долгих технических погружений требуется намного больше специального снаряжения, специальных знаний и навыков, малоизвестных и непонятных для рядовых аквалангистов.

Совершенно верно. У технических дайверов (Мы не будем говорить о новомодном техно-дайвинге, договорились?), как и у всех нас всего одна голова и четыре конечности, только две из которых могут что-то держать. Вполне понятно, что работы голове и рукам прибавляется в несколько раз, и важно не только знать, как все делать правильно, но и крайне важно случайно не запутаться в действиях, расписаниях, остановках, парциальном давлении газов, регуляторах, катушках, парашютах и прочих вещах, от которых жизнь зависит.

Да, действительно, когда всего этого так много, это сложно. И без специальной подготовки и тренировок на серьезных курсах во всем этом легко запутаться, совершить небольшую "ошибку дайвера", и она потянет за собой снежный ком других неприятностей… Результат может быть непредсказуемым.

Пожалуй все знают, или по крайней мере догадываются о существовании науки "эргономика". Когда в кабинах самолетов появилось слишком много приборов и летчики стали допускать элементарные ошибки, конструкторы всерьез занялись приспособлением техники под физиологические и психологические особенности человеческого организма. Это было необходимо сделать, чтобы управление сложной техникой стало более простым и удобным.

Было бы опрометчиво предположить, что технические дайверы, создающие снаряжение для своих нужд стали бы усложнять конструкцию отдельных частей снаряжения, чтобы еще больше увеличить шанс для случайной ошибки.

Напротив, так, как сами процедуры технических погружений являются сложными, основная идея разработки снаряжения для них - облегчение использования и следовательно упрощение каждой отдельно взятой части снаряжения.

Например, настоящий технический фонарь имеет больше мощности, больше продолжительности работы, но нет необходимости держать его в руке. Фонарь висит на поясе, на руке рукоятка с осветительной головкой над тыльной стороной ладони. В итоге у дайвера как будто на одну свободную руку больше.

Вдобавок такой фонарь трудно уронить, потерять. А держать его одно удовольствие, причем не только для опытных дайверов, а и для начинающих. Не всем из них нравится, когда иной обычный фонарь такую трудную поначалу устойчивость тела меняет при помахивании, не говоря о том, как руку за пол часа оттягивает. Особенно, если перчатка толстая.

Дисплеи компьютеров, разработанных техническими дайверами не загружают пользователя всей информацией одновременно. Информационная перегруженность не нужна ни в самолетах ни под водой. На экран выведены только самые главные в данный момент крупные цифры, а дополнительную информацию вроде температуры, времени, даты и прочего можно посмотреть, если нажать кнопку.

А какие воздушно-интегрированные компьютеры используют продвинутые технические дайверы? Скорее всего под водой вы об этом не узнаете, так, как "воздушно интегрированный" у них не водозащищен, и скорее всего на боте в сумке лежит. Как правило это ноутбук с декопланером, помогающим рассчитать расход газа и индивидуальные таблицы еще до погружения.

Под водой же у технического дайвера (техно мы договорились не трогать) вы увидите глубиномер-таймер и обычный, интернационально-понятный круглый механический манометр. Нет необходимости искать знакомые цифры про давление на всем новом для вас экране нового компьютера новой марки. Манометр знаком любому начинающему дайверу и значительно проще в понимании, чем электронные консоли незнакомой конструкции. Особенно в состоянии наркоза со стрессом в придачу, что с рекреационными дайверами ничуть не реже, а может быть и чаще случается.

Так что большинство отдельных частей снаряжения для технического дайвинга так упрощено, что проще уже некуда. И напротив, в рекреационном снаряжении конструкторам позволено на вполне законном основании не только создавать удобные, на их взгляд усовершенствования, но и сознательно или нет доводить узнаваемость жизненно важных деталей снаряжения до минимальной.

Примеров тому огромное количество: варианты расположение кнопки продувки второй ступени регулятора, конструкции устройств сброса грузов, уже упомянутая понятность цифр на экранах электронных манометров…

В техническом же снаряжении изменения, способные сбить напарника с толку просто не допустимы. Узнаваемость и простота использования здесь на первом месте. Что и при начальном обучении тоже предпочтительнее.

Поскольку речь у нас идет все-таки о компенсаторах плавучести остановимся на них подробнее.

Пожалуй один из самых интересных вопросов, который дети задают родителям, это: "Папа (или Мама), откуда я появился?"

Применительно к компенсаторам можно задать аналогичный вопрос: "Как появились компенсаторы?" Дайверы, как правило уже не маленькие, поэтому попробуем разобраться честно, и обойтись без аистов и капусты.

Как появились рекреационные компенсаторы?

Первые из них были по сути надувными спасательными ошейниками и жилетами, изначально предназначенными для удержания человека на поверхности воды. Усовершенствование систем поддува и появление стравливающих превратило их в средство для поддержания нейтральной плавучести во время погружения.

Имея своей главной целью поддержание дайвера на поверхности в вертикальном положении спасательные жилеты, превратившиеся в компенсаторы жилетного типа отчасти сохранили эту особенность и под водой. Чего, по крылатому выражению Федора Николаева, приличные рыбы не делают.

Откуда появились первые технические крылья

Как и альтернативный источник воздуха (октопус), крылья были впервые применены кейв-дайверами. Изначально крыло произошло от автомобильной камеры, установленной вокруг баллона. В дальнейшем технические крылья приобрели подковообразную форму для большей стабильности.

Появление первых компенсаторов типа крыло происходило уже в то время, когда существовали модели спасательных жилетов, приспособленных для подводного плавания. Однако для погружений в пещерах дайверам требовался компенсатор, более применимый для передвижения под водой в условиях, где все требования были значительно выше.

Главная цель крыла заключалась не только в поддержании нейтральной плавучести, но и в сохранении горизонтального положения тела дайвера, причем в устойчивом положении. Это было жизненной необходимостью, так, как в подводных пещерах приходится постоянно держать ласты подальше от илистого дна. Даже в состоянии неподвижного зависания. Плавание с опущенными ногами приводило к полной потере видимости за спиной (что справедливо и для открытой воды), и возвращение становилось проблематичным даже при наличии ходового конца.

Со временем компенсаторы-крылья были приняты на вооружение во всех видах технического дайвинга, как наиболее приспособленные для перемещения под водой, для неподвижного зависания на остановках, да и по причине лучшей приспособленности для крепления дополнительного снаряжения на свободной от надувных камер груди и на поясе.

Напротив, жилетные компенсаторы в техническом дайвинге считаются неприемлемыми и потенциально опасными.

С появлением уменьшенных крыльев для однобаллонных компенсаторов выяснилось, что они чрезвычайно приспособлены для любительскиго дайвинга. Многие начинающие дайверы, попробовав такой вариант уже не могли не замечать борьбы с вращением-кручением жилетных компенсаторов и переходили на "однобаллонные" крылья. А среди подводных фотографов и их очаровательных моделей спинки-крылья стали просто "рабочей одеждой", весьма открытой и эротичной, между прочим.

С распространением компенсаторов типа "крыло" многие рекреационные производители стали использовать эту идею в производстве своих компенсаторов. Не понимая до конца всей простоты и универсальности принципов работы технических крыльев, новые конструкторы стали вносить дополнительные улучшения. Что привело в целом к частичному слиянию жилетной конструкции и крыла за спиной.

В результате подобных усовершенствований прямо противоположные концепции по сохранению устойчивости жилетов и крыльев вступили в конфликт, который смогли осознать и разрешить далеко не все конструкторы.

Рекреационные крылья, как правило сшиты с жилетоподобной подвеской в одно целое, имеют несъемную грузовую систему и вшитые карманы. По сути это остался все тот же по форме, но "бескамерный" жилет с пришитым к нему крылом.

Сравним принципы устройства компенсаторов для рекреационного дайвинга и для технического

Чтобы было совсем понятно, предположим, что техническим компенсатором пользуется обычный рекреационный дайвер, успешно прошедший, или пытающийся пройти самый начальный курс обучения - дайвера "открытой воды" в одной из передовых технических систем.

Похоже, что его ждут великие открытия…

Философия подбора снаряжения в рекреационном дайвинге

Для начального обучения и первых погружений нужен простой в использовании компенсатор. Жилет для этого - лучший выбор.

Его легко одевать и снимать под водой, отсутствие интегрированной грузовой системы облегчает выполнение упражнений с грузовым поясом. В жилете дайверу удобнее плавать по поверхности, что для начинающих дайверов повышает их безопасность.

Техническое снаряжение не приспособлено для начального обучения и использования неопытными дайверами. Технические компенсаторы слишком сложны в использовании. У них слишком много возможностей и начинающий дайвер может в них запутаться. Такое снаряжение опасно для начинающих дайверов. Более сложный компенсатор можно купить по мере роста своей квалификации, опыта погружений. Если дайвер захочет заниматься техническим дайвингом, он сможет купить себе соответствующее снаряжение потом.

Философия начального обучения в применении к техническому снаряжения

Настоящая конфигурация снаряжения для технического дайвинга универсальна и для начинающих и для "вождей". Техническая спинка или подвесная система с легким крылом может быть использована дайвером как для первых в жизни погружений, так и для предельно серьезных погружений технических. Достаточно лишь заменить крыло и добавить недостающее снаряжение.

Дайвер не должен заново приобретать навыки (переучивать мышечную память) погружений, меняя снаряжение каждый раз, когда возрастает сложность самих погружений. Нет необходимости каждый раз покупать новый компенсатор. Достаточно иметь один универсальный вариант, позволяющий начинающему дайверу совершать и первые учебные погружения, и наращивать свою родную конфигурацию по мере приобретения опыта, а не покупать полностью новую.

Его дизайн, возможности, дух, конечно, больше ориентированы на серьезных/ технических дайверов, но если новичок остановит свой выбор на TRANSPAC II, или реально предпочтет его, я не думаю, что он когда-либо будет разочарован.

Карл Шривес, ответственный по связям PADI с сообществом технических дайверов
Если повышая сложность погружений дайвер параллельно меняет типы компенсаторов, это значит, что предыдущий опыт, наработанный десятками, а иногда и сотнями погружений отчасти оказывается потраченным впустую, так, как для идеального привыкания к новому снаряжению требуются все те же десятки, если не сотни погружений.

Таким образом с точки зрения технического дайвинга начинать обучение лучше и безопаснее сразу в настоящем снаряжении, а не довольствоваться временными вариантами, ограничивающими возможности для роста.

Мнение об устойчивости под водой с точки зрения рекреационного дайвинга

Вполне естественно, что начинающих дайверов под водой в жилете заваливает в стороны, стоит им только перестать работать ластами.

С опрокидыванием вниз стальным баллоном нужно бороться - постоянно сохраняя равновесие, как при езде на велосипеде. Дайверу нет необходимости сохранять устойчивое горизонтальное положение. В горизонтальном положении начинающий дайвер сможет оставаться только при движении вперед. Если дайвер не движется, то жилет должен приводить его в положение, когда ноги опущены на 45 градусов от вертикали. Жилет также обеспечивает необходимое вертикальное положение для выполнения упражнений.

Крыло позволяет достигать хорошего положения в горизонтали, но не дает зависнуть вертикально. С ним трудно держаться на поверхности. Для начинающих дайверов это не приемлемо. Приходилось слышать и такое: Начинающим дайверам нет необходимости находиться в горизонтали. (А как же они, простите, плавают?)

Устойчивость под водой в техническом дайвинге

Нестабильное, неустойчивое положение, когда дайвер чувствует, что его клонит в сторону, начинает опрокидывать и крутить лишь стоит замереть в техническом дайвинге может является вполне достойным поводом для прекращения только-что начатого погружения.

Приемлем только компенсатор, позволяющий дайверу оставаться без движения в том положении, в котором он остановился - устойчивом горизонтальном и в устойчивом вертикальном. Крыло, не способное принять под водой вертикальное положение не является техническим, а причина такого недостатка - некомпетентность конструкторов.

Начинающий дайвер с одним баллоном и грамотно сделанным крылом даже на первом в жизни погружении способен принимать устойчивое вертикальное и устойчивое горизонтальное положение, он освобожден от неизбежной борьбы с опрокидыванием.

Любой начинающий способен лежать не двигаясь в толще воды горизонтально без заваливания. Стабильное положение позволяет начинающему дайверу заниматься дайвингом и упражнениями вместо борьбы за сохранение устойчивости.

Крыло или жилет? С точки зрения рекреационного дайвинга

Начинающему дайверу крыло не нужно.

У крыльев по сравнению с жилетами множество недостатков. Крыло, удерживая дайвера под водой в горизонтальном положении не позволяет дайверу принять вертикальное положение. Крылья предназначены только для горизонтального плавания, а жилет позволяет принимать под водой любое положение. Кроме того крылья имеют свойство опрокидывать дайвера лицом в воду на поверхности. Напротив, практически все жилеты на поверхности приводят дайвера в положение лицом вверх. Жилет имеет надувные дуги на груди, что не позволяет опрокидываться.

Для того, чтобы вес баллона не переворачивал дайвера под водой в жилете достаточно поймать равновесие и его удерживать. Этому навыку можно быстро научиться.

В конструкции компенсаторов жилетного типа присутствуют три главных идеи:
  • Обеспечить положение дайвера лицом вверх на поверхности, что, пожалуй одна из самых главных задач.
  • Совместить центр плавучести с центром тяжести в любом положении, чтобы обеспечить возможность принятия любого положения и возможность оставаться в нем без усилий.
  • Или разместить центр плавучести так, чтобы, если дайвер перестанет двигаться, жилет с правильно распределенными грузами приводил дайвера в вертикальное положение или положение 45 градусов ногами вниз, что более правильно, если дайвер собирается всплывать.
Для начинающего дайвера под водой более необходимо вертикальное положение, чем горизонтальное, поэтому для начального обучения жилет лучше приспособлен, чем крыло.

Жилет, как правило имеет удобные карманы для принадлежностей. Жилет с интегрированной грузовой системой лучше, чем жилет без нее, так, как избавляет дайвера от необходимости надевать грузовой пояс.

Вывод: Для начинающего дайвера жилет - лучший выбор. Хотя рекреационные крылья для рекреационного дайвинга тоже приемлемы.

Крыло или жилет? Мнение с точки зрения технического дайвинга

Дайвер должен стремиться иметь под водой наиболее обтекаемое положение, чтобы тратить меньше сил и воздуха во время погружения. Усталость и учащенное дыхание под водой представляют из себя потенциальную опасность для дайвера.

В идеале ни технический ни начинающий дайвер не должны отвлекаться на сохранение устойчивого положения как под водой, так и на поверхности.

Стабильное и устойчивое положение должно сохраняться даже если дайвер перестал работать ластами. Спасательные жилеты изначально были предназначены для устойчивости на поверхности, где человек находится в более безопасном месте, чем под водой. И напротив, крылья разработаны для поддержания дайвера в стабильном положении под водой, для условий, когда эта неподвижная стабильность была вопросом жизни или смерти.

Совмещение центра тяжести с центром плавучести - хорошая идея, но на практике, к сожалению трудноосуществимая. Даже, если путем идеального вывешивания этого и удастся достичь, как космонавтам в Звездном городке, то это означает, что любое положение под водой будет неустойчивым до крайности. Идеальное сравнение - мячик в воде. Самое минимальное воздействие будет приводить дайвера в состояние вращения вокруг его центра. Для устранения нестабильности понадобятся усилия, причем постоянные. Именно поэтому этот принцип неприменим в техническом дайвинге.

Главная идея крыла - позволить центру плавучести переместиться в положение над центром тяжести, зафиксировав таким образом дайвера в том положении, в котором он остановился. Причем это должно работать одинаково хорошо и в вертикальном положении и в горизонтальном. В том числе сохранять вертикальное положение на повержности воды.

Правильный выбор подъемной силы крыла для однобаллонника или спарки позволяет достигнуть такого результата даже начинающему дайверу, благо со спарками они, как правило не ныряют и вариантов для выбора подъемной силы крыла остается немного.

Наполнение и сдутие крыла не сопровождается обжимом тела, что тоже важно для дайвера, впервые оказавшегося под водой.

Техническая станка, а в особенности грамотно сшитая подвеска позволяют компенсатору идеально сидеть на дайвере, практически сливаясь с ним в одно целое. Баллон при этом не полтается из стороны в сторону, а отсутствие надувных дуг освобождает пространство на груди и поясе. Если за плечами легкий баллон с маленьким крылышком, то впечатления у начинающего дайвера близки к нырянию в комплекте №1. Чего нельзя сказать, если на дайвере жилет.

Интегрированная грузовая система имеет возможность передвигаться вдоль пояса и даже позволяет дайверу снять ее, если это понадобится. Расположение грузов вдоль тела (а не вдоль пояса) позволяет избежать опрокидывания вниз лицом даже при использовании легкого баллона. Достаточно лишь переместить грузовую систему вдоль ремня ближе к спине. Так достигается равновесие между весом баллона за спиной и весом грузов по другую сторону крыла - на поясе. Грамотно сконструированное крыло не опрокидывает дайвера лицом вниз на повержности.

У рекреационных же крыльев, напротив, по каким-то неведомым причинам эта их опасная особенность до сих пор не устранена. Большинство так называемых "жилетов типа крыло" в отличие от изначальных, "чистых крыльев" не способно обеспечить дайверу устойчивость в любом положении, что и служит поводом для возникновения мнения, что крылья не способны принимать вертикальное положение.

Для технического дайвинга могут использоваться только настоящие крылья, присоединяемые к подвесной системе или спинке. Ни жилеты, ни "жилеты типа крыло" неприемлемы в техническом дайвинге, так как ограничивают возможности дайвера особенностями конструкции и не устойчивы под водой во всех необходимых положениях.

Крыло позволяет еще не умеющему бороться за сохранение устойчивого положения под водой начинающему дайверу изначально добиться идеальной стабильности под водой без какой бы то ни было борьбы.

Вывод: Начинать первые в жизни дайвера погружения лучше с крылом для одного баллона, что позволяет избежать дополнительного стресса от погружения. Это безопаснее. В дальнейшем, с приобретение опыта и уверенности под водой дайвер может попробовать погружаться в жилете, если конечно сможет терпеть его качества по сравнению с крылом.

Каким должен быть инфлятор?

В рекреационном дайвинге допускаются любые инфляторы, в том числе с расположением кнопок в вольном порядке, отличающемся у инфляторов от разных производителей.

У некоторых инфляторов, чтобы безошибочно отличить кнопки требуется время, особенно, если рука в перчатке. Для незнакомой модели компенсатора требуется несколько погружений, чтобы не задумываясь регулировать плавучесть инфлятором непривычной конструкции. Например, если пропала видимость, то поддувать/стравливать воздух из компенсатора начинающего напарника может быть опасно, особенно в состоянии стресса и нехватки времени. Таким образом оказание помощи дайверу с незнакомой конструкцией инфлятора подвергает его еще большему риску случайной ошибки.

И как противоположность - инфлятор в техническом дайвинге. Классическая, понятная всем дайверам конструкция. В самой толстой перчатке невозможно перепутать кнопки: схватил сбоку - надувание; - нажал с торца - стравливание. Напарник в критической ситуации не сможет перепутать кнопки на незнакомом инфляторе даже наощупь. Возможность ошибочного нажатия неверной кнопки максимально исключена.

Меняя модели технических компенсаторов дайвер всегда, на уровне мышечной памяти натренирован пользоваться эргономичным инфлятором классической формы. Начинающему дайверу необходимо только один раз запомнить расположение двух крупных кнопок.

Если кто-нибудь думает, что в таком простом вопросе, как устройство шланга инфлятора не может быть разногласий, то он, пожалуй ошибается

Да, возможно кому-то нравится иметь длинный хобот на плече, свободно свисающий и создающий потенциальную точку зацепления. Зато его удобно ловить, потому, что он большой. И перебирать по всей длине от плеча в поисках кнопок. Хорошо, если есть на плече эполета, которой это устройство пристегнуто.

Есть в этом во всем что-то от старика Фрейда.

А что думают по этому поводу лидеры технического дайвинга?

Длинный шланг инфлятора опасен прежде всего для самого дайвера. Когда длина шланга правильно подобрана, инфлятор всегда расположен на одном месте. Он чуть свисает с плеча на грудь, его поиск занимает долю секунды. Притянутый к плечевому ремню эластичным шнуром короткий шланг инфлятора легко вытягивается вверх даже за счет легкого поворота кисти. Плюс ко всему зацепиться таким шлангом практически невозможно, так как он плотно прижат и не отвисает вниз. При увеличении сложности погружений и появлении на плечевых кольцах дополнительного снаряжения, такого как, например, фотоаппарат или декомпрессионные баллоны короткий шланг не мешает дайверу пользоваться инфлятором. Гениальное всегда просто.

Взгляд на устройство и расположение стравливающих клапанов

У рекреационных компенсаторов количество клапанов для стравливания воздуха может достигать 4-5 штук: сам инфлятор, клапан в месте присоединения инфлятора, клапан на правом плече и один или два клапана снизу - под левую и правую руку. Разные производители по-разному выбирают места их установки. Чем больше стравливающих приспособлений, тем сложнее устройство компенсатора. А насколько труднее (при отсутствии желания особенно) проверять чистоту и исправность всех клапанов. А это - увеличивать потенциальные точки отказа.

Чем больше клапанов - тем большим их числом дайвер не пользуется. Плюс ко всему дополнительные шнурки клапанов с шариками на конце представляют из себя точки возможного зацепления и запутывания.

Представьте себе ситуацию: Заглянул дайвер в большой иллюминатор. Всего-то по пояс заглянул. А назад - никак. Шариком зацепился, воздух из жилета уходит, дайвер ничего понять не может… Аварийная ситуация.

А что об этом скажут в варианте технической конфигурации?

Крыло имеет два клапана - верхний и нижний, расположенные с левой стороны, чем достигается максимальная простота их использования одной рукой. Большее количество дополнительных клапанов считаются потенциальными точками отказа, как по причине механической неисправности, так и по причине так называемой ошибки дайвера. Многие технические дайверы снимают травящий клапан в месте соединения крыла и инфлятора, срабатывающий от натяжения шланга и заменяют его на обычное соединение. Таким образом устраняется потенциальная точка отказа и дайвер привыкает стравливать воздух из камеры двумя простыми, но самыми эффективными способами - через шланг инфлятора или нижним клапаном.

Некоторые технические дайверы удаляют шарик со шнурка на нижнем клапане и делают шнурок толще, таким образом устраняется возможность случайного зацепления.

Начинающему дайверу в технической конфигурации достаточно запомнить два действия - стравливание единственным клапаном снизу и инфлятором. Регулирование плавучести максимально упрощено для интуитивного запоминания.

Где расположены D-кольца для дополнительного снаряжения?

Производители рекреационных крыльев и жилетов допускают произвольный выбор мест крепления пластмассовых и нержавеющих D-колец. Размер этих точек крепления от 5 до 2,5 сантиметров. Иногда по причине малого размера ими неудобно или невозможно пользоваться в перчатках, что может стать поводом для возникновения аварийных ситуаций.

На разных моделях компенсаторов в рекреационном дайвинге в порядке нормы точки крепления намертво пришивают там, где их посчитает нужным поставить конструктор. Разные производители часто выбирают отличающееся крепление D-колец.

Любому дайверу для надежного мышечного запоминания точек крепления на разных компенсаторах требуется некоторое время.

В рекреационных моделях D-кольца, как правило бывают надежно пришиты, и иногда не там, где нужно дайверу. Причем без возможности их передвинуть или заменить. В связи с этим зачастую на компенсаторах пришивается большее количество D-колец для увеличения количества вариантов конфигурации навесного снаряжения. Увеличенное количество точек крепления (больше 4х) усложняет конструкцию.

Нестандартное размещение точек крепления не позволяет использовать рекреационные крылья и тем более жилеты для серьезных погружений, требующих грамотного расположения навесного снаряжения. В этом случае придется приобретать новый компенсатор.

Какие отличия в принципах крепления обнаружит начинающий дайвер, волею случая (повезло наверное) испытавший техническую спинку или подвеску?

3 или 4 крупных 5ти-сантиметровых нержавеющих D-кольца в стандартных местах на плечевых ремнях и на поясном ремне подвески, плюс 1 или 2 кольца на брасовом ремне. Все D-кольца заменяемые, всегда есть возможность поставить зимние D-кольца (не прижимающиеся к ремню).

Все D-кольца можно легко и быстро найти и использовать даже в толстых перчатках.

Кольца имеют возможность перестановки на любое место вдоль ремней. Как будет легче ими пользоваться каждый решает сам. В любом случае, на разных дайверах места креплений размещены стандартно и напарник сможет быстро их найти, если потребуется помощь.

Крупные кольца на стандартных местах удобны и для начинающего и для профессионала.

С ростом опыта дайвер сможет совершать более сложные погружения с технической спинкой или подвеской, легко присоединяя дополнительные баллоны без необходимости приобретения другого компенсатора.

Отсутствие возможности для крепления дополнительного оборудования, такого, как этапные баллоны на компенсаторах жилетного типа стало одной из причин, по которой технические дайверы пользуются исключительно компенсаторами - крыльями.

Как устроены застежки компенсатора?

У чисто рекреационных моделей они, как правило пластиковые. Размещены в местах, где их предусмотрели конструкторы. Застежки на груди пришиты и не могут быть подняты выше, опущены ниже или сняты. Такие унисекс компенсаторы заранее не расчитаны на женскую фигуру.

Крепления на поясе имеют самую разнообразную конструкцию. Это одна или две пряжки, из которых в одну или две стороны свисают затягивающие крепление ремешки. Если их лента шириной 2,5 сантиметра, то она изнашивается значительно быстрее, чем толстая и широкая лента поясного ремня.

Часто перед тем, как соединить застежки приходится запахивать широкий каммербанд (кушак) на "липучке" велкро. Это добавляет количество действий при снятии компенсатора, увеличивает количество деталей и вдобавок вызывает излишнее зацепление и износ гидрокостюма - при соприкосновении с поверхностью велкро. Снять такой кушак с компенсатора совсем, как правило невозможно, так, как он пришит.

Пластиковые пряжки, открывающиеся нажатием пальцев с двух сторон не только защищают от расстегивания при случайном нажатии с одной стороны. Они также способны стать неудобооткрываемыми в толстых перчатках и в холодной воде. А на морозе пластиковые вещи становятся более хрупкими, что почти не зависит от качества материала.

Все эти проблемы давно решены дайверами техническими. Предельно простая система застегивается на поясном ремне при помощи одной, обычно металлической пряжки.

Дополнительное крепление на груди не имеет необходимости, так, как имеется брасовый ремень. Если же такое крепление предусмотрено конструкцией, то оно может быть снято или передвинуто выше или ниже, что бывает важно не только для женщин.

В технической спинке, где это крепление не предусмотрено по конфигурации, оно может быть установлено по желанию рекреационного дайвера.

Расстегивание компенсатора максимально упрощено. Наш начинающий дайвер никогда не будет с этим долго возиться.

А если обратить внимание на износ ремней, то можно с уверенностью сказать, что у технической конфигурации с этим проблем намного меньше. Да и меняется лента у спинки всего за несколько минут.

Нужен ли брасовый ремень?

Послушаем рекомендации, которые часто можно услышать в дайвшопах и на курсах.

Рекреационный дайвинг: Дайвер может обойтись без брасового ремня и на жилете и на жилете типа "крыло". Чтобы баллон не ударял по затылку при переворачивании вниз головой дайвер должен плотнее подогнать застежки жилета на поясе и на груди, или крепить баллон ниже по спине, чтобы вентиль не мог достать до головы.

Чтобы жилет хорошо сидел, нужно правильно выбрать размер или приобрести регулируемый жилет.

Технический дайвинг: Брасовый ремень - неотъемлемая часть подвески. Даже если подвеска подогнана не вплотную (чтобы не ограничивать движения и дыхание), брасовый ремень убережет вашу голову от вентиля баллона при переворачивании вниз головой.

На кольцо брасового ремня может крепиться катушка.

Если вы пользуетесь скутером, пристегните его к кольцу на брасовом ремне. Это позволит управлять скутером одной рукой и без нагрузки. Часами.

В вертикальном положении, равно, как и на поверхности брасовый ремень предотвращает съезжание компенсатора "на уши". (Приглядитесь к большинству подводных фотографий в журналах. Разве так должен сидеть компенсатор?) Происходит это в том числе и по причине обжима гидрокостюма, когда подогнанный на поверхности жилет с глубиной становится как-бы велик и начинает слегка "болтаться" на дайвере.

Кто решает, что еще нужно дайверу кроме плавучести?

Рекреационные жилеты и жилеты-крылья, как правило не состоят из отдельных частей. Все детали пришиты, поэтому невозможно потерять какую-либо деталь. Конструкторы заранее предусмотрели конфигурацию карманов и других частей компенсатора. Дайверу остается только пользоваться этой единственно возможной конфигурацией компенсатора. Без возможности заменить или снять отдельные ее части.

Конструкция технической спинки или подвесной системы позволяет выбирать, какие аксессуары сегодня нужны, а без каких можно обойтись, а какие можно купить после получения следующей квалификации. Дайвер сам решает, что ему нужно, а что нет, где и какой карман ему нужен, и когда его можно заменить на другой. Всегда есть возможность приобрести изношенную деталь отдельно.

И дело тут вовсе не в количестве возможностей вашего компенсатора, а в элементарном здравом смысле. Если вы собираетесь погружаться, значит логично предположить, что уже через пару десятков погружений вам может понадобиться усовершенствовать ваше простое "учебное" снаряжение. Заранее лишать себя этой возможности? Зачем?

Если все-таки крыло, то какой должна быть камера крыла: замкнутой кольцеобразной или в форме подковы?

По мнению рекреационных конструкторов - только кольцевой. Они считают, что если дайвер приобретает крыло, то оно должно иметь замкнутую форму, а не подковообразную. Чтобы воздух мог свободно перемещаться по кругу.

Их обоснование звучит так: Кольцеобразные камеры в конструкции жилета позволяют воздуху свободно перетекать внутри оболочки, что позволяет дайверу поворачиваться в любое положение.

Мнение разработчиков технических крыльев прямо противоположно. Если это не компактное рекреационное эластичное крыло типа Трэвел Вингс, то камера не должна быть замкнута снизу ни в коем случае. Это приводит к тому же результату, что и планировали разработчики - воздух свободно перекатывается со стороны в сторону. В результате потеря устойчивости делает тщетными попытки стабилизироваться.

Если дайвер случайно или сознательно имеет перевес на один бок, например фотобокс или фонарь на поясе, то с подковообразным крылом он легко поймает устойчивое положение. Для этого нужно лишь перекатить часть воздуха в крыле в один из краев подковы. Если же крыло кольцевое, то дополнительная порция воздуха не задержится ни на одной из сторон. Она будет кататься по кругу, отвлекая дайвера на борьбу с этим увлекательным явлением. Это хорошо только в одном случае - когда вы ныряете, чтобы вволю покувыркаться. На реальных же погружениях это - проблема, а не удовольствие.

Неустойчивость под водой жилетов происходит в том числе и по этой причине - свободное перемещение воздуха внутри кольцеобразной камеры.

Подъемная сила. Больше, да лучше ли?

"Чем больше подъемная сила компенсатора - тем лучше. Если вы хотите нырять и с 1 баллоном и со спаркой, вам нужен компенсатор с увеличенным объемом камеры, чтобы иметь возможность поднять тяжелые баллоны" - приходилось ли вам слышать подобное утверждение?

Одно из самых опасных заблуждений состоит в том, что дайверы стараются приобрести компенсатор с максимальной подъемной силой. Чем больше подъемная сила компенсатора превосходит потребности конкретного дайвера, тем больше потенциальная опасность непроизвольного выбрасывания на поверхность в случае "ошибки дайвера". У технических дайверов последствия незапланированного "вылета" могут быть намного страшнее.

Именно поэтому технические производители компенсаторов сознательно выпускают отдельные крылья для однобаллонных погружений и отдельные для спарок и этапных баллонов. Прежде всего это вопрос заботы о безопасности.

Подъемная сила компенсатора должна соответствовать условиям погружений, а не быть максимально большой, что опасно. Особенно для неопытных дайверов.

Кроме того, чем больше свободного пространства в компенсаторе, тем меньше стабильность под водой - воздух свободно перекатывается в огромных резервуарах. Вдобавок увеличивается расход воздуха из-за потери обтекаемости - мешок то огромный.

Неужели всего этого недостаточно, чтобы понять простую истину: Хорошо тогда, когда в меру.

Почему важен личный опыт разработчиков снаряжения?

Следует учитывать, что крылья - относительно новая конструкция для конструкторов. Не все из них поняли отличия принципов устойчивости крыла и жилета. Следствием этого являются как-бы-технические компенсаторы, не соответствующие цели облегчения жизни дайвера под водой.

Как отличить такие изделия?

Жилеты-крылья, выдаваемые за технические, в основной своей массе не имеют возможности замены крыла не меняя подвеску. Если говорить честно, то это настоящая профанация самой идеи соответствия веса подъемной силе компенсатора. В таком случае, если дайвер всегда ныряет с одним баллоном, но допускает возможность когда-нибудь попробовать спарку, он вынужден взять крыло рассчитанное на спарку, не так ли? В результате на всех своих погружениях дайвер будет вынужден мириться с недостатками и потенциальной опасностью избыточной подъемной силы такого изделия.

У крыльев, похожих на технические зачастую не бывает четких ограничений, применительно к типам и весу баллонов, которые можно использовать с данной моделью. В следствие этого возможны случаи затрудненного выхода из горизонтального положения как под водой, так и на поверхности. Особенно, если груза на таком компенсаторы смещены от спины к животу. Многие рекреационные производители крыльев большой подъемной силы, предназначенных для стальной спарки не запрещают их применение с легкими однобаллонниками, а дилеры такого снаряжения по незнанию не выдают соответствующие предостережения покупателям.

Еще одним признаком как-бы-технических компенсаторов является невозможность снять интегрированную грузовую систему. Это означает, что повесить контейнерный фонарь на пояс вы тоже не сможете, и придется остаться в категории Техно.

Да, и еще одно. Когда вы решите погружаться с крылом, для начала осмотрите собранный комплект на предмет, насколько сильно можно обернуть баллон полунадутой воздушной камерой. Если баллон охвачен крылом больше, чем наполовину, это может привести к задержке воздуха в камере при плавании в горизонтали и необходимости выхода в вертикальное положение для стравливания воздуха из образующихся воздушных карманов.

Дилеры технически-компетентных производителей как правило имеют более глубокие практические знания в этой области и учитывают гораздо большее число факторов с точки зрения плавучести-остойчивости, управления стрессом, различных типов конфигурации снаряжения и т.д. А также имеют четкие рекомендации по подбору оптимальной подъемной силы крыла для однобаллонника и для спарки, и способны оказать помощь в выборе оптимальной конфигурации крыла для любого веса баллонов.

Правильный выбор подъемной силы компенсатора, разработанного настоящими техническими дайверами позволяет даже начинающему аквалангисту без дополнительных усилий менять свое положение под водой, вставать вертикально, лежать горизонтально и спокойно зависать на поверхности воды без мифического опрокидывания.

Настоящие, а не рекламные технические дайверы нуждаются в том, чтобы с их компенсатором не приходилось бороться за устойчивость в любом необходимом положении. Поэтому совсем не удивительно, что создаваемые ими модели соответствуют этим запросам. Даже, если это крылья для однобаллонных погружений.

Большинство дайверов, однажды попробовав настоящую техническую конфигурацию, пусть даже в ее начальном, рекреационном варианте, уже никогда не захотят вернуться к своему прежнему снаряжению.

И дело тут вовсе не в росте опыта или моде на серьезных дайверов в черном. Просто важно понять главное: снаряжение помогает наслаждаться дайвингом, когда оно работает незаметно. Нет необходимости проводить годы в тренировках по борьбе с разработками массовой дайв-промышленности. Жизнь не так бесконечна, чтобы испытывать их все на себе.

Ныряйте легко и с удовольствием.

Начинающему дайверу в начальной технической конфигурации - да!












Статьи о дайвинге и снаряжения для дайвинга

Какой регулятор выбрать (обзор журнала SCUBALAB)

Регуляторы SHERWOOD - особый взгляд на дайвинг

Снаряжение для дайвинга: советы покупателю







Системы Аквапро:
дайвинг и снаряжение для дайвига










Компания "Системы Аквапро"
Москва, ул. Вековая, д. 21, 3-й этаж, офис 305
Телефоны: (499) 272-42-18, 272-42-19 (склад)
Rambler's Top100Яндекс цитирования


Создание сайта — Ведисайт

создание и поддержка сайта:
ведисайт